Перейти к содержимому

Отделить зерна от плевел


 |  Вера

Чтения

В детстве моем считалось, что религия – это удел стариков, и посещать церковь, верить в Бога пристало только отживающему, уходящему поколению. Что, мол, с них взять – старичье, оно и есть старичье, пущай побалуются напоследок, а вот школьникам возбранялось даже думать о религии.

Да мы, пионеры такие, и не думали вовсе – и без этого, дескать, «опиума для народа» проживем. Такова была установка, в советском обществе и школе не находилось места для духовного воспитания, для приобщения к вечным истинам веры.

Лишь со сменой политического курса пока еще довольно нерешительно в стране происходит возрождение традиций духовного воспитания граждан. Отрадно видеть, что в крае нашем этому благородному делу уделяется особенно пристальное внимание руководства, всемерно поддерживаются все устремления и начинания служителей церкви и просто истинно верующих.

Конкретный пример духовного воспитания молодежи – проведение в минувшую пятницу в районном центре культуры четвертых Кореновских Благовещенских духовно-образовательных чтений, посвященных 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Мероприятие подготовлено отделом по делам молодежи администрации района при участии управления образования района совместно с благочинием Кореновско-Кубанской епархии.

Действо начинается с порога

Православная тематика встречает посетителей уже в вестибюле. Выставка произведений изобразительного искусства, высокохудожественно выполненные макеты храмов поражают воображение каждого. Вот, например, «Макет православного храма» Белашовой Татьяны Анатольевны из детского сада общеразвивающего вида № 11. До мельчайших подробностей любовно изготовлены все строения храма, настоящее произведение искусства! А вот творческая работа учащихся 8 «В» класса школы № 1 имени И. Д. Бувальцева, под руководством учителя технологии Н. А. Бурыка: «Святой князь Владимир – солнце русской истории. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира». Прекрасная работа выполнена в технике плетения, молодцы, ребята!

Работники молодежного центра – директор центра Елена Еремина, специалисты Андрей Васильев и Дмитрий Краснобородько с самого утра готовили аппаратуру, проверяли качество изображения на экране, распределяли места для школьников – хлопот полон рот, поскольку организовать столь масштабное мероприятие для непоседливых детей архинепросто.

Театр

В фойе второго этажа многолюдно: здесь учащиеся городских школ совместно с Домом художественного творчества детей, ребятами из ансамбля «Жерелочка» развернули импровизированный театр. До начала собственно Чтений состоялись представления, каждое из которых иллюстрирует известную историю из Библии. Сценарий сценического действа написал Владимир Григорьевич Байбаков, помощник атамана Кореновского казачьего общества. Он же является и активным действующим лицом представлений – роскошная борода и ниспадающие одеяния, – ну чем не библейский старец в окружении ангелочков с крылышками и других известных персонажей.

Ученики школы № 1 ставят сценку «Каин и Авель», школы № 3 – «Абрам и Сарра», 19-й школы – «О Благовещении» и 20-й – «О потопе». Интересно решение звукооператоров: микрофонов в руках библейские персонажи не держат (не было тогда таковых!), но усиленные звуки речи хорошо слышны, и будто откуда-то сверху. Костюмы тщательно продуманы, за плечами ангелочков – настоящие крылья! Даже самый маленький артист – симпатичный пухлощекий малыш, одетый, как и подобает, в древнюю хламиду, проникшись торжественностью момента, терпеливо и сосредоточенно ожидает своего выхода на сцену в образе – явление младенца Христа народу. Древние библейские сюжеты словно оживают на глазах затаивших дыхание зрителей, находят отклик в душах ребят.

Настоящее и понарошечное

Наконец, все расселись – в большом концертном зале нет свободных мест. Присутствуют священнослужители Кореновского благочиния Кубанской Митрополии, активисты-прихожане, представители казачества, студенты Политехнического техникума, молодые семьи и, конечно, школьники. Последние под руководством своих учителей утихомириваются на удивление быстро. Я едва успел познакомиться с соседками – десятиклассницами 2-й школы Аней Мищенко и Катей Некрыловой.

– Это у вас вместо урока богословия, девочки?

– Не совсем. Не вместо, а со-вместно. Духовное соработничество – знаете такой термин? Это будет гораздо интересней, ведь к нам пришли настоящие священники, и мы надеемся услышать что-то такое, что на уроках в школе не услышишь, – из первых уст, понимаете?

При сих словах соседок-старшеклассниц, вполне современных и стильно одетых девушек, я во всей остроте прочувствовал пробелы своего советского школьного образования, и второй, «провокационный» вопрос, что-то вроде «А чего под шумок не сбежали?» – пристыженно оставил при себе, чтобы окончательно не опростоволоситься. Похоже, мне приличнее на сем собрании помолчать и послушать…

Тем временем протоиерей Александр Бондаренко, настоятель храма Святых Новомученников Кубанских, ведущий собрание, объявляет Кореновские благовещенские духовно-образовательные чтения, посвященные 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира, открытыми. После молитвы слово предоставляется Андрею Остапенко, профессору Кубанского госуниверситета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии и школьному учителю.

После краткого исторического экскурса, повествующего об обстоятельствах крещения князя Владимира в недалеком Херсонесе, профессор перешел к вопросам современности. И вот уже мы не просто слушаем лекцию профессора, мы участвуем в разговоре мудрого опытного человека с заинтересованной молодежью.

– Прадеды ваши, ребята, воевали, отстаивая Отечество, отцы и деды строили, а вам что же остается – только праздновать!? Следовать циничному лозунгу: «Бери от жизни все!»?..

Андрей Александрович привел немало примеров лингвистического программирования, фактически зомбирования неокрепших умов молодежи в духе чуждых традиционному православию «западных ценностей», которые на деле ценностями нашего общества являться просто не должны. По мнению профессора, в сознание наше намеренно вбрасываются многочисленные англицизмы.

– Замените страшные слова английскими якобы синонимами – и вроде как не страшно становится. Сленг, жаргон заключенных внедряется в сознание. Пример: «лоха развели!» Что вы слышите? – максимум насмешку над неким «лохом», сам, дескать, виноват. А ведь по-русски эта фраза означает не что иное, как «обманули несчастного»! Обмануть – грех тяжкий, тем более несчастного человека, – в русском языке сами эти слова указывают на греховность происходящего, а скажи на пакостном иноязычном новоязе – и вроде как и греха никакого нет! «Грех» означает «промах» в переводе с греческого, и слово это вполне однозначно передает суть и понимается людьми. Грех – это то, что совершать постыдно, недопустимо, не совершайте греховной подмены слов иноязычной пакостью!

Далее профессор Андрей Остапенко привел пример из жизни. Дети, играя в антонимы, привели с присущей детям гениальностью замечательную пару: «Настоящее – понарошечное». А умеем ли мы в жизни отличать настоящее от понарошечного? Чем мы увлекаемся? Легкая попсовая музыка, развлекательная детективная и мелодраматическая литература, необязательные отношения – что может быть легче этого? А настоящее всегда труднодостижимо, требует усилий, внутренней воли. Трудно уйти от примитивного к настоящему, но это необходимо. "Необходимо отделить зерна от плевел", как сказано в священном Писании.

– Вы, конечно, знаете, как на новоязе называют сейчас работу педагога: «Предоставление услуг по обучению»… Нет, ребята, учитель не «услугу предоставляет», учитель призывает к высокому, ведет не к западной попсе, а к вершинам духа, учит традиционным человеческим ценностям, и православию в том числе.

Горячими аплодисментами сопровождались эти справедливые слова профессора, учителя Андрея Остапенко.

Не попасть в сети дьявола

Поздравил присутствующих с наступающим праздником Пресвятого Благовещения и пригласил на богослужение в храм иерей Виталий Сергеевич Дудин, штатный священник Свято-Успенского Епархиального женского монастыря города Кореновска. В этот день снизошедший на землю архангел Гавриил возвестил Благую Весть о пришествии Сына Божия.

– Христос пришел на землю, чтобы спасти нас, – рассказал отец Виталий, – поскольку дьявол искушает нас, улавливает наши души в свои сети. Берегитесь! Униженно положение навечно осужденного грешника!

Дети есть дети – не скажу, что в зале установилась особо благостная атмосфера, как в храме, но слушали священников очень внимательно, библейские факты и притчи дополнялись живыми и понятными примерами из жизни.

Иерей Евгений Калий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в станице Дядьковской, подробно остановился на роли равноапостольного князя Владимира в становлении Руси на христианский путь. Тогда, в десятом веке, земли славян раздирали междоусобные войны. И князь Владимир, будучи язычником, со рвением исполнял языческие обряды, приносил человеческие жертвы идолам. Согласно летописи, в крещальной купели в Херсонесе князь познал Истинного Бога. Приняв христианство и крестившись, князь пересмотрел в корне свои взгляды на жизнь и призвание правителя и человека вообще в этой жизни. Даже отказался от смертной казни, поскольку отныне боялся греха. Князь Владимир крестил Русь не насильно, а личным примером, изменив прежде самого себя.

Семя христианства, отметил отец Евгений, просто так в сердца не падает – зерно, умирая, приносит плод. Так князь Владимир, совершив свой судьбоносный выбор и, направив вверенный ему народ по благодатному пути христианства, заронил зерно Истины, проросшее впоследствии в душах людей, патриотов своей страны, плодами лояльной религии – православия. Не попасть в сети дьявола, отличить правду от кривды помогает нам с тех пор вера в Бога Истинного.

Тернистый путь служителя храма

Оживление в зале и особый интерес у школьников, как и у взрослых, вызвало выступление Алексея Пархомовского, студента Екатеринодарской духовной семинарии. Еще бы – парень, не многим старше десятиклассников, рассказал о своем выборе жизненного пути и приобщении к Богу.

Алексей сообщил, что до десятого класса он жил, как все сверстники. В церковь ходил не более 2-х раз в год. Но стал задумываться: ради чего мы живем? В мирских удовольствиях ответа на этот простой, казалось бы, вопрос он не находил. И тогда, чтобы больше узнать о Боге, стал посещать церковно-приходскую школу. Шефство над ним взял настоятель Платнировской церкви отец Алексей. И вот созрело решение посвятить себя самому высокому служению – служению Богу по примеру отца Алексея.

Дальше все по плану: окончив 11 классов, сдал ЕГЭ и поступил в Екатеринодарскую семинарию. – Распорядок дня в семинарии – сродни армии, – делится с нами Алексей. – Послушание – это едва ли не строже, чем армейские наряды. Изучаем историю страны, информатику, литургику (о ритуалах), богословие, библейскую историю, историю церковную, катехизис, логику. Имеется хор – поем. Часто совершаем паломнические поездки – на Афон, к святыням Сергиева Посада.

Семинарист – полноправный гражданин своей страны, и обязанности у него те же. Через год Алексея призвали в армию, служил в Абхазии. После службы Алексей восстановился на 2-м курсе в семинарии.

– Семинария – это вуз духовной направленности. Жизнь студента ограничена многими правилами, но они не будут в тягость, когда понимаешь конечную цель – подготовку к служению Богу и людям. Жизнь священника тяжела, это прежде всего служение, самоограничение в борьбе с соблазнами, поджидающими каждого человека на жизненном пути.

Искренними аплодисментами поблагодарили ребята семинариста Алексея за содержательный рассказ, и, может быть, кто-то из них примерял на себя: а сумею ли я, найду ли в себе силы пойти по тернистому пути служителя в храме Спасителя? Каждый сам должен ответить на этот вопрос, и прежде всего самому себе ответить…

Любить Бога, храм, Родину и родителей

В заключительном слове ведущий собрание отец Александр поздравил присутствующих с наступающим великим православным праздником – днем Пасхи, светлого Воскресения Христова. Подчеркнул, что детям особенно важно не забывать о своем сыновнем долге.

– Вы – дар Божий! - обращаясь прежде всего к школьникам, сказал отец Александр, - Помните об этом. Тяжелей всего – Богу молиться и родителей кормить! Дьявол искушает, поскольку мы состоим из тела и души, и эти два начала борются в нас. Но мы – воины Христовы, помните об этом!

Отец Александр разъяснил ребятам о существовании двух путей, ведущих в жизнь – праведного и неправедного, о необходимости сделать верный выбор, любить Бога, храм, Родину и родителей.

– Прибежите сейчас домой – поцелуйте родителей. Будьте достойными детьми своих родителей, своей Родины!

Аплодисменты, в которых утонули заключительные слова батюшки, мне показалось, прозвучали искренне, от всей благодарной ребячьей души за интересный, содержательный, доверительный, воистину душеспасительный разговор с мудрыми старшими наставниками, а не только потому, что мероприятие наконец закончилось. Не только… Оживленно гомоня, расходились школьники – обычные, как и везде, шумливые, нетерпеливые, озорные. Но в чем-то и изменившиеся. Немного, почти незаметно изменившиеся. Но таков он и есть – процесс воспитания, трудный, даже тяжкий, кропотливый и внешне малоприметный, но такой судьбоносно-необходимый для всех – и воспитуемых, и воспитателей. Сегодня свою посильную лепту в этот долгий многотрудный процесс внесли подвижники церкви, педагоги школ и организаторы прекрасно оформленного и проведенного жизненно важного действа. Внесли семя христианства в сердца и души молодых. И семя это непременно прорастет и даст, с Божьей помощью, плоды знания настоящего, истинной веры. А настоящее – всегда труднодостижимо. Потому что настоящее.

Фото с korenovsk.blagochin.ru

pegi12.jpg