Skip to main content

Как в Кореновске фильм снимали... 50 лет назад вышла комедия "Летние сны"


 |  Выбор читателей

Елена ГОЛЬЦОВА

50 лет назад жители Кореновска в одночасье проснулись знаменитыми — на экраны вышла музыкальная кинокомедия Виталия Кольцова «Летние сны», которая снималась в нашем городе. Помимо целой плеяды кинозвезд — Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой, Николая Трофимова, Галины Федотовой, Сергея Мартинсона, Георгия Буркова, Евгения Герасимова, в нем снимались и простые горожане.

Сюжет фильма незатейлив и прост: в станицу на работу приехала новый режиссер - Маша Чебукова. У девушки есть мечта — она хочет поставить на сцене местного ДК спектакль по шекспировской пьесе «Ромео и Джульетта», а для этого ей нужны артисты. И они нашлись: два местных шофера - Степан Казанец и Серафим Чайка (давно и прочно женатые, между прочим!), проявили большой интерес не только к репетициям, но и молоденькой блондинке-режиссерше.

Такой расклад совершенно не понравился их женам, председателю местного колхоза Павлине и ее подруге Гале. Посовещавшись, они предложили местному сторожу, деду Сливе проследить за благоверными и заодно «актрисочку постеречь». Старик согласился. Но перед походом на ответственное задание он для храбрости выпил горилки и.. уснул. В затуманенном алкоголем мозгу все смешалось - персонажи из пьесы, погоня и даже убийство. Эти видения он и рассказал «заказчицам», которые приняли все за чистую монету и развили бурную деятельность по сохранению своего семейного счастья.

Фильм снят настолько талантливо, что легко и с интересом смотрится даже сейчас, 50 лет спустя! А ведь это — первая полнометражная картина молодого режиссера. История ее создания такова: в 1967 году Виталий Кольцов закончил режиссерский факультет ВГИКа и пришел работать на Мосфильм. Как и полагается, юный выпускник был полон планов и творческих задумок. Но на «фабрике грез» ему быстро объяснили, что творческий план уже сверстан на три года вперед, так что придется выбирать: или снимать то, что дают (чтобы лет через ...дцать получить право снимать СВОЙ фильм), или идти во вторые режиссеры. Из того что давали, ему более-менее приглянулся сценарий по пьесе Анатолия Софронова «Стряпуха». В нем была фраза, которая запала в душу молодому режиссеру: «Кто сказал, что на Кубани казаки перевелись»?

Как позже вспоминал Кольцов, эта фраза буквально крутилась в его мозгу день и ночь, не давая покоя. И в одну из ночей, прямо как Дмитрию Менделееву с его таблицей, ему приснился сон, который все решил: заезженная фраза превратилась в видеоряд. Перед его взором гарцевали казаки, но не на конях, а на грузовиках! Даже не так: танцевали сами грузовики, а казаки сидели за баранками разноцветных машин! Это странное видение впоследствии стало ключевым моментом фильма и его «визитной карточкой». Дело осталось за малым — поговорить с автором сценария и упросить его переделать сюжет.

Анатолий Владимирович с интересом выслушал молодого человека — и неожиданно (даже для себя!) согласился! Началась плодотворная совместная работа. Решили сделать мюзикл. В спешном порядке переделывался сценарий, писались «рыбы» песен, дуэтов и арий под музыкальный размер, заново выстраивалась сюжетная линия... Кстати, название фильма тоже придумал Софронов.

- Вот у нас там дед Слива все сны видит... А если нам так и назвать картину - «Летние сны»?

Режиссер согласился — эта мысль посещала и его. Тем более, что это звучало как отсылка к творчеству Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ведь по ходу пьесы герои фильма репетируют диалоги из произведений британского драматурга, и произнесенные с неповторимым кубанским колоритом, заставляют просто валяться от смеха.

Например, сцена у гроба Джульетты звучала в исполнении актеров так:

- Покойница ишо совсэм тэпла,

- Её, как выдно, тока шо убыли! ))

...Ранней весной 1971 года кинокоманда приехала в наши края на выбор места будущих сьемок. Они объехали край вдоль и поперек, побывав в Краснодаре, Крымске, Новороссийске, Анапе, Тамани, Славянске, Тимашевске, Каневской, Кропоткине, Гулькевичах... И лишь в Кореновске нашлось то, что надо — большая площадь с достраивающимся Дворцом культуры. Так наш город стал для киношников не только центральным местом съемок, а также базой и местом проживания.

Местные жители с восторгом восприняли новость о том, что у нас будет сниматься кино. По воспоминаниям Таисии Соколик, которая была в то время заведующей библиотекой, увидеть знаменитых артистов, кумиров миллионов, вот здесь, рядом — казалось настоящей фантастикой! Многие участвовали в массовке, и это был непередаваемый опыт работы в мире кино. Участникам съемок платили 3 рубля в день — неплохое подспорье по тем временам.

Роль Васятки, бессменного помощника деда Сливы, сыграл Игорь Колодий. Десятилетний мальчик стал достойным партнером народного артиста СССР Николая Трофимова и настоящим украшением картины! Нашли юное дарование в рисосовхозе (хозяйстве Майстренко). Парнишку ждало прекрасное актерское будущее, но он выбрал другой путь, и стал... бизнесменом. Сейчас он живет в Красноармейском районе и занимается ремонтом автомобилей.

По воспоминаниям одной из жительниц, артисты жили в частном доме. Там всегда толпился народ — всем хотелось посмотреть, как живут их любимые артисты. Что интересно, никакой «звездной болезни» у них не было — кумиры миллионов общались с поклонниками легко и просто, словно знали друг друга 100 лет и жили всю жизнь на одной улице.

Позднее, в своих мемуарах Виталий Кольцов вспомнил один характерный случай: «Снимали мы в поле, недалеко от колхозного тока. Собралась толпа, и, затаив дыхание, все рассматривали любимую актрису. Ко мне подошла совсем юная девушка и робко спросила: «Дядя режиссер, это настоящая Гурченко? - Конечно. - А можно ее потрогать?»

Я тогда подошел к актрисе, отдыхавшей в тени комбайна, и шепотом сказал ей: «Слушай, Люсь, там девчонки хотят тебя потрогать, ты не против?» Глаза актрисы загорелись озорным огнем. И вот на виду у изумленных коллег к Люсе выстроилась длинная очередь девушек, которые осторожно прикасались к ее плечу, и каждой из них она тихо говорила ласковые слова».

Этот фильм для Людмилы Марковны стал прорывным. После фильма «Карнавальная ночь», когда она проснулась знаменитой, последовали бесконечные римейки «Девушек с гитарами», на которых вдоволь оттоптались критики. Талантливую актрису вскоре перестали снимать совсем. Долгие годы она мучилась от невостребованности, и лишь в 1971 году получила роль в «Летних снах», за 25 секунд раскрыв характер главной героини на кинопробах. А после «Снов» ее вновь начали снимать.

Все, кто видел Людмилу Марковну, восхищались глубиной ее таланта. Виталий Кольцов отмечал: «Ей было подвластно все. Еще до съемок, когда начали записывать музыкальные номера, обнаружилось, что исполнительница роли Павлины Наталья Фатеева совершенно не умеет петь. Спокойно и великолепно Гурченко исполнила их дуэт за двоих. И никто не смог бы догадаться, что исполнитель обеих партий один и тот же человек».

Не обошлось и без мистики. Однажды с самого утра не заладилась съемка — то камера забарахлила, то реквизит пропал, то микрофон не работает. Наконец, кое-как отсняли половину очередного веселого эпизода. Режиссер объявил сьемочной группе перезарядку, попросив никого не расходиться. В этот момент кто-то включил радио. Оттуда понеслись траурные звуки марша Шопена и раздался голос диктора: «Сегодня приземлился наш космический корабль. Все члены экипажа находятся без признаков жизни. Предварительная причина — разгерметизация». А ведь муж Натальи Фатеевой был космонавтом. Неужели он погиб? Или его не было в этом экипаже? Сотовых телефонов тогда не было и позвонить, убедиться что он жив, она не могла. Кое-как досняли эпизод, а затем они с Людмилой плакали в гримерке. Но, к счастью, все обошлось — ее муж, Борис Егоров, был жив и здоров. В тот роковой полет отправили Г. Добровольского, В. Волкова и В. Пацаева.

Визитную карточку фильма - знаменитый танец автомобилей на центральной площади Кореновска поставил педагог и балетмейстер из Большого театра Алексей Варламов, который для этого вместе со своими учениками приезжал в Кореновск. А когда съемки закончились, артисты устроили для жителей города прощальный концерт. Гурченко всех поблагодарила за гостеприимство и сказала, что встретила в Кореновске настоящих друзей.

Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Москва» (киноцентр им. Ханжонкова). Было все очень торжественно и празднично, зрители приняли картину на ура — в зале стоял непрерывный хохот и аплодисменты. Картину ожидала прекрасная судьба и всенародная любовь, но … вскоре Анатолия Софронова и Виталия Кольцова где-то «наверху» обвинили в антисемитизме (хотя в фильме ничего такого не было), и «Сны» запретили к показу. Из мосфильмовской фильмотеки исчезли все экземпляры видео! Уничтожили даже прокатные копии, но к счастью, одна все-таки уцелела во всероссийском кинохранилище «Белые столбы». Долгие 30 лет фильм не подпускали к телеэкранам, и лишь в мае 2001 года его показали по ОРТ. Он произвел настоящий фурор! Друзья и знакомые завалили режиссера вопросами — почему и где он столько лет прятал такую замечательную картину? А Виталий Михайлович даже не знал, что ответить...

В общем, заходите в онлайн-кинотеатр Мосфильма (cinema.mosfilm.ru) или YouTube, набирайте в поисковике «Летние сны» и внимательно смотрите. Не исключено, что в одном из кадров вы увидите кого-то из своих родных. Приятного вам просмотра!

pegi12.jpg