«Айтишник» - женская профессия! Преподаватель Кореновского политехнического техникума развеивает мифы
Девушки могут не только красиво выглядеть, но и писать отличный код, а также учить этому студентов!
IT-специалисты сегодня - одни из самых востребованных на рынке труда во всем мире. Откройте любой сайт вакансий – зарплаты «джуниоров» стартуют от 40 000 руб., а у «мидлов» и «сеньоров», не говоря уж о «тимлидах» - и вовсе улетают в небеса, где и 200 000 руб. не предел. Неудивительно, что именно в айти сегодня стремится молодежь.
Но, как правило, в обществе сильны стереотипы, что это сугубо мужская профессия, и женщине в ней делать нечего. Также считается, что настоящий программист – это такой ботаник-интроверт, который света белого не видит, уткнувшись в ноутбук и забыв, как выглядит реальный мир.
Веселая и улыбчивая девушка, инженер-программист, преподаватель Кореновского политехнического техникума Снежана Ивашиненко в пух и прах разбивает мифы об этой профессии.
- В современном мире не только юношам, но и девушкам необходимы знания в области IT, - уверена она. - Такие знания не только существенно облегчат повседневную жизнь, но и помогут построить карьеру в этой безусловно интересной сфере. Профессия дает возможность непрерывного совершенствования своих навыков, заставляет думать, учить языки, двигаться вперед. Она требует внимательности, трудолюбия и упорства, и эти качества должны быть у любого программиста, вне зависимости от его гендерной принадлежности.
- Как вы пришли в профессию?
- Все началось с того, что я поступила в Волгоградский экономико-технический колледж на специальность «Компьютерные системы и сети». Я по складу мышления аналитик, технарь, мне всегда была интересна эта сфера. Хотелось разбираться в технике, уметь ее ремонтировать, монтировать сети, периферийные устройства, заниматься пуско-наладкой… Но ведь одной технической стороны мало – никакое, даже самое крутое «железо» не заработает, если нет программы. Так что пришлось осваивать и программирование. В итоге я успешно прошла производственную практику и окончила колледж с красным дипломом.
- Какие качества нужны, чтобы стать хорошим программистом?
- Если вы хотите изучать программирование, то самое главное качество – внимательность. Потому что нужно учитывать все точки, пробелы, строки – ошибешься в коде, не там скобку поставишь – и все, код не работает. Еще нужно иметь хорошую память, чтобы помнить синтаксисы, команды. И конечно же – нужно обязательно знать технический английский, потому что много профессиональной литературы издается именно на английском, да и языки программирования и коды в основном пишутся на нем. С этим пришлось в свое время столкнуться и мне – когда я писала свою дипломную работу, столкнулась с полным отсутствием технического перевода. И пришлось всю эту информацию переводить самостоятельно. Объем работы был огромный, но ничего, справилась!
- С какими еще «подводными камнями» профессии вам пришлось столкнуться?
- Со стереотипами (улыбается). Потому что постоянно слышала отовсюду - и от преподавателей, и своих же однокурсников, что это не женская профессия, хотя большая часть тестировщиков – именно женщины! Потому что женщины более внимательные, чем мужчины. Но этот стереотип настолько глубоко въелся, что во время производственной практики меня спрашивали: «Вот ты пришла сюда, а как ты будешь переносить принтер, который весит 50 килограммов?» Я отвечала, что пришла сюда работать не грузчиком, а головой.
Позднее, в Волгоградском государственном техническом университете, частенько слышала: «Вот вы - будущий инженер. А после окончания вуза уйдете в декрет – и все забудете через пару лет!». Что самое интересное, это мне говорили в том числе и женщины-преподаватели! Дескать, кому эти все знания тогда будут нужны, зачем тогда в тебя вкладываться? Хотя вот я прекрасно дожила до 27 лет и не ушла из профессии. Но именно по пути инженера-программиста я не пошла, а практически сразу ушла в образование.
- То есть вы выбрали путь преподавателя?
- Да, у меня нет опыта работы на заводе или предприятии. Я ушла в сферу образования, потому что когда я окончила колледж, меня позвали заниматься сначала методической разработкой, регулированием проектов, а потом прошла переподготовку на преподавателя. И это оказалось именно тем, чем мне всегда хотелось заниматься – с одной стороны, заниматься любимым программированием, а с другой – приобщать к этому людей, передавать им свои знания. Тем более в наше время технического прогресса, хочется, чтобы молодежь шагала в ногу со временем, чтобы могла идти дальше, поступать в вузы, развиваться, создавать стартапы. Ведь если в крупных городах школьникам и студентам с этим нет проблем, то здесь, в небольших городках, им сложнее. И моя задача – дать им эту возможность, чтобы они могли идти дальше. Вот, например, помимо основной программы, мы планируем обучать наших студентов управлению дронами. Оператор БПЛА – это интересная, востребованная и очень перспективная специальность. Эти специалисты нужны не только в военной сфере, но и в гражданской – сельском хозяйстве, безопасности, строительстве, проектировании и других отраслях. С этой профессией знакомить ребят будет преподаватель с нашей кафедры Сергей Рудь.
- Как вы оцениваете подготовку ваших студентов? Справляются ли они с учебной программой?
- Как правило, у большинства есть неплохая школьная база, сформированы практические навыки. Но есть и ребята, у которых нет подготовки, но есть огромное желание освоить программирование, реализовать себя в этой сфере. И они очень стараются, видно, что дети стремятся получить знания. Встречаются, конечно, и ребята, кто пришел просто «отбыть номер», потому что выбрал эту профессию не по зову сердца, а потому, что мама посоветовала или друзья, а он и сам до конца не разобрался, кем хочет быть. Но и таким тоже можно дать в руки профессию и базовые навыки, а уж нужны ли они ему будут в дальнейшей жизни – разберется сам. Наши ученики в любом случае смогут применить на практике свои знания, заработать ими деньги, а также развиваться дальше и поступить в вузы на IT направления.
- А большие зарплаты айтишников – это миф или правда? Ну, допустим, в Москве или Питере можно найти высокооплачиваемую работу. А вот как найти ее программисту в маленьком городке?
- Нет, это не миф. Открою секрет – все начинают с нуля, с «джуниора» - даже выпускники престижных столичных техникумов и вузов. Так что для того, чтобы найти свою первую работу, нужно зайти хотя бы на любой сайт вакансий и составить грамотное резюме, описать все свои технические возможности и навыки. И если ты живешь в маленьком городке, обязательно поставить галочку удаленной работы, и рассылать его по желаемым вакансиям. Рано или поздно работа найдется. А параллельно нужно пробовать стартовать именно в своем городе, пусть даже зарплата будет невысокой, но она откроет перспективы. Ведь если подумать, то везде есть производства, государственные учреждения, предприятия, организации – и везде есть компьютеры. А если есть компьютеры – то нужны и люди, которые умеют с ними обращаться – писать программы, поддерживать, тестировать, администрировать. И, конечно, нужно постоянно учиться, осваивать новые технологии, новые языки программирования, изучать новое программное обеспечение – это и будут твои скиллы, которые дадут тебе преимущество. В нашей профессии нельзя один раз окончить учебное заведение и почивать на лаврах. Ты никогда не должен стоять на месте, иначе навсегда отстанешь от технического прогресса. И так, постепенно, из «джуниора» можно вырасти до «мидла», а потом и до «сеньора». И параллельно с твоими навыками будет расти и зарплата.
- Какие языки программирования вы изучаете на занятиях?
- Мы стараемся охватить большинство используемых языков: Си++, С#, Delphi, JavaScript, HTML, CSS. Также студенты знакомятся с веб-дизайном, разработкой операционных систем и сред, изучают основы проектирования баз данных, дискретную математику, теорию вероятностей, математическую статистику и многое другое.
- Участвуют ли ваши студенты в профессиональных соревнованиях?
- Да, безусловно! Они участвуют в различных профессиональных соревнованиях, среди которых «Абилимпикс». Это конкурсное движение, которое работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы каждый год с ними участвуем по компетенциям «Информационная безопасность», «Сетевое системное администрирование», «Программное решение для бизнеса» и «Обработка текста».
Несмотря на то, что это ребята с ограниченными возможностями здоровья, задания у них серьезные, нет никаких поблажек. Например, в прошлом году я ездила с Алексеем Шеховцовым, который был награжден дипломом. Другой наш студент, Тимофей Теряев, участвовал в компетенции «Программное решение для бизнеса» и тоже завоевал диплом. Также наши студенты – постоянные участники соревнований «Профессионалитет», на которых тоже занимают призовые места и награждаются дипломами. В апреле этого года в них участвовали наши студенты Артем Бунтов по компетенции «Сетевое и системное администрирование» и Евгений Курман в компетенции «Программные решения для бизнеса».
- Где ваши ученики проходят практику, есть ли какие-то профориентационные мероприятия, программы по трудоустройству?
- Безусловно, мы тесно сотрудничаем с местными предприятиями, Центром занятости. Многие предприятия выходят на нас сами, предлагают стажировку для наших студентов. На другие мы выходим самостоятельно, договариваемся о практике или дальнейшей работе для наших ребят. Например, наши мальчики-программисты работают в городской администрации, на МКК, в других организациях. Один наш выпускник разрабатывал сайт для городского парка. Так что наши студенты востребованы.
Директор Кореновского политехнического техникума
Анастасия Субочева:
- Снежана Николаевна работает в Кореновском политехническом техникуме с 2021 года. Она наш молодой, активный, целеустремленный специалист, полна сил, энергии, задора и творческих замыслов. На уроках реализует идеи и принципы развивающего обучения, в учебной и внеклассной деятельности использует творческую работу, активно содействует развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциалов личности каждого учащегося.
Снежана Николаевна на уроках создает эмоционально-положительный фон, использует все каналы восприятия и воспроизведения материала (аудиальный, визуальный, кинестетический), учитывает индивидуальные особенности детей.
Словарик программиста
• Айти (IT) – информационные технологии.
• БПЛА, дроны – беспилотные летательные аппараты.
• Джуниор, мидл, сеньор – уровни квалификации программиста.
• Железо – компьютерные комплектующие (материнская плата, видеокарта, процессор, оперативная память, блок питания и прочее).
• Код - система условных знаков для представления информации.
• Кодирование - перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью кода.
• Скиллы – навыки, умения.
Это интересно
Первым в мире программистом была именно женщина. Ее звали Ада Лавлейс. В ее честь в 1980 году министерство обороны США создало компьютерный язык ADA, а год спустя Ассоциация женщин в области вычислительной техники учредила Премию Ады Лавлейс, присуждаемой женщинам за выдающиеся научные или технические достижения, или вклад в компьютерное сообщество и вклад женщин в информатику.
Елена ГОЛЬЦОВА.
Лента новостей
-
Депутат Госдумы Дмитрий Лоцманов обсудил прогнозы на урожай
-
В Кореновске перед судом предстанет 58-летняя мошенница
-
В Кореновском политехническом техникуме прошли соревнования по настольному теннису
-
Круглый стол «Времен связующая нить» прошел в Кореновском районном Совете ветеранов
-
Учителям рукоплескал весь зал: в Кореновске наградили лучших педагогов
-
Общее собрание СМД: молодые депутаты Кореновского района подвели итоги пятилетнего труда и начали работу в новом составе
-
44 школьника Кореновского района присоединились к огромной семье ЮНАРМИИ. Видео
-
9 октября - Всемирный день почты
-
105-летнего ветерана Василия Ващенко поздравили с 81 годовщиной освобождения Кубани
-
Угрожавший убийством подросткам житель Кореновского района предстанет перед судом. Видео